Серьезный,
но весьма надежный электрохимический прибор. Его задача - определение наличия
остатков кислорода в отработавших газах. Есть кислород - бедная топливная
смесь, нет кислорода - богатая. Показания датчика используются для
корректировки подачи топлива. Категорически запрещается использование
этилированного бензина. Выход из строя датчика приводит к увеличению расхода
топлива (от 12л и более), нестабильный холостой ход, провалы при ускорении,
падение динамики и мощности двигателя и
вредные выбросы.
На автомобилях ВАЗ прежних модификаций (1,5 л .) в системах Евро-2
применялся датчик BOSCH 0 258 005 133. В системах Евро-3 он применялся в
качестве первого ДК, устанавливаемого до катализатора. Вторым ДК, для контроля
содержания вредных выбросов после катализатора устанавливается датчик с
"обратным" разъемом (хотя, в встречаются и авто с одинаковыми).
1 – кронштейн крепления приемной трубы; 2 –
прокладка; 3 – прижим кронштейна; 4 – дополнительный глушитель; 5 – подушки
подвески глушителя; 6 – основной глушитель; 7 – хомут соединения труб
глушителей; 8 – нейтрализатор; 9 – уплотнительное кольцо шарнира; 10 – датчик
концентрации кислорода; 11 – приемная труба глушителей
В новых автомобилях 1,5/1,6 л., с системой впрыска Bosch M7.9.7 и Январь 7.2, выпускаемых с октября2004 г .
устанавливается датчик BOSCH 0 258 006 537.
Новый ДК имеет керамический нагреватель, что позволяет существенно
снизить потребляемый им ток и уменьшить время прогрева.
система Евро-2 модификаций ( |
В новых автомобилях 1,5/1,6 л., с системой впрыска Bosch M7.9.7 и Январь 7.2, выпускаемых с октября
лямда- зонд без подогрева |
лямда-зонд с подогревом |
Для замены вышедших из строя оригинальных
лямбда-зондов фирма Bosch выпускает специальную серию из 7 универсальных
датчиков, которые перекрывают практически весь диапазон применяемых штатно
датчиков.
Лямбда-зонд
0 258 986 50х
|
Тип
|
Кол-во
контактов
|
Мощность,
Вт
|
...1
|
без подогрева
|
1
|
-
|
...2
|
с подогревом
|
3
|
12
|
…3
|
с подогревом
|
4
|
18
|
…4
|
с подогревом
|
3
|
12
|
...5
|
с подогревом
|
4
|
18
|
...6
|
с подогревом
|
4
|
12
|
...7
|
с подогревом
|
4
|
12
|
Рекомендованный заводом-изготовителем лямбда зонд bosch и
сходные по конструкции циркониевые датчики взаимозаменяемы. Возможна замена
неподогреваемых датчиков на подогреваемые (но не наоборот!). Однако при этом
может возникнуть проблема несовместимости разъемов и отсутствия в машине цепи
питания для нагревателя лямбда зонда. Недостающие провода можно проложить
самостоятельно, а вместо разъема использовать стандартные автомобильные
контакты.
Ресурс
ВАЗовского лямбда-зонда составляет 80-120 т. км, в
зависимости от качества бензина и других немаловажных моментов. Сервисная
замена датчика кислорода на ВАЗах по мануалу должна проходить на отметке
60- 70 т.км. Как правило, в
повседневной эксплуатации автомобиля, хозяева отключают датчик кислорода,
прошивая мозги (Чип-тюннинг). Если датчик отъездил уже не мало
– более 100.000км, то его можно смело заменить. Потому что, даже если он и
рабочий, чувствительность заметно ухудшилась – что ведёт к лишним затратам на
бензин.
Причины
выхода из строя датчика кислорода (лямбда-зонд).
На
самом деле, ресурс датчика зависит от условий, в которых эксплуатировался
автомобиль. Прежде чем заменить датчик
кислорода, нужно удостовериться, что именно он является причиной неправильной
работы двигателя. Для
этого нам нужно проверить датчик кислорода.
-
Плохой бензин, в выхлопе которого содержится много свинца и железа, забивают
электроды датчика за несколько заправок
-
Плохое состояние маслосъемных колец, колпачков. Из-за них масло может попадать
в смесь, а вместе с ним и в выхлопную систему.
-
Из-за зажатых клапанов, в систему выхлопа вырываются хлопки, которые разрушают
рабочую поверхность датчика.
-
Из-за неправильной смеси, угла опережения зажигания, вследствии чего датчик
перегревается, треск от высокой температуры нейтрализатора или катализатора.
Перечень возможных неисправностей лямбда-зонда
(датчика кислорода):
-неработающий подогрев ( одной из причин поломки подогрева может из-за обрыва проводов, поэтому, перед заменой датчика, его нужно проверить!)
-потеря чувствительности – уменьшение быстродействия(из-за разрушения рабочей поверхности). (как отремонтировать датчик (востановить чувствительность)?)
-неработающий подогрев ( одной из причин поломки подогрева может из-за обрыва проводов, поэтому, перед заменой датчика, его нужно проверить!)
-потеря чувствительности – уменьшение быстродействия(из-за разрушения рабочей поверхности). (как отремонтировать датчик (востановить чувствительность)?)
Как
правило, смерть датчика чаще всего на автомобиле не фиксируется, если причина
находится в чувствительности датчика. Но если произошел обрыв цепи подогрева
датчика, то бортовой компьютер моментально выдаст вам ошибку.
Датчик концентрации кислорода (2112-3850010-11 или
2112-3850010-20) используется только в паре с нейтрализатором и устанавливается
в нижней части приемной трубы глушителя. Когда датчик кислорода находится в
холодном состоянии (температура чувствительного элемента датчика меньше 360 С
для датчика GM и 150 С — BOSCH) он не выдает никакого напряжения или генерирует
медленно меняющееся напряжение, непригодное в качестве сигнала. Датчик
кислорода имеет внутренний нагревательный элемент для быстрого подогрева
датчика до 360 °С (150 °С) после пуска холодного двигателя. По мере прогрева,
датчика, он начинает генерировать быстро меняющееся напряжение от 10 до 950 мВ.
В зависимости от типа системы автомобили могут оснащаться датчиком кислорода ф.
GM дет. 2112-3850010-11 (аналог ф. BOSCH LZH 24, дет. 2112-3850010-40) или ф.
BOSCH LZH 25, дет. 2112-3850010-20. В датчике кислорода ф. GM нагревательный
элемент включен постоянно, а в датчике ф. BOSCH LZH 25 нагрев не постоянный
(контроллер управляет нагревом в ключевом режиме).
Система
с датчиком кислорода может работать в двух режимах:
В
режиме "разомкнутой петли" контроллер рассчитывает длительность
импульсов впрыска без учета сигнала с датчика концентрации кислорода. Расчеты
производятся на базе опорного сигнала с датчика положения коленвала и сигналов
с датчика массового расхода воздуха, датчика температуры охлаждающей жидкости и
датчика положения дроссельной заслонки. В режиме "разомкнутой петли"
рассчитанная контроллером длительность импульса впрыска определяет соотношение
воздух/топливо, отличающееся от 14,7:1. Это характерно для непрогретого двигателя,
в этом состоянии для хороших ездовых качеств требуется более богатая смесь.
Система
остается в режиме "разомкнутой
петли" до выполнения следующих условий:
Датчик
кислорода начинает выдавать сигнал с изменяющимся напряжением (выход за пределы
диапазона среднего напряжения около 300… .600 мВ);
Температура
охлаждающей жидкости выше 32 °С;
Двигатель
проработал с момента запуска от б секунд до 5 минут (время может варьировать в
зависимости от начальной температуры охлаждающей жидкости). Сигнал с датчика
концентрации кислорода подается на контроллер, который в зависимости от
содержания кислорода в отработавших газах изменяет количество впрыскиваемого
топлива для поддержания постоянного стехиометрического состава смеси. Этот
режим является режимом "замкнутой петли".
В
режиме "замкнутой петли" контроллер рассчитывает длительность
импульса впрыска по данным тех же датчиков, что и для режима "разомкнутой
петли" и дополнительно использует сигнал с датчика концентрации кислорода.
Сигнал с датчика концентрации кислорода позволяет контроллеру производить
точный расчет длительности импульса впрыска для строгого поддержания
соотношения воздух/топливо -14,7:1, обеспечивающего максимальную эффективность
работы каталитического нейтрализатора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий